Пресвятая
Богородица
Спаси Нас

Заступницу Усердную воспоим, людие, при источницеводнем святую Свою икону нам явившую, еюже чудес источницы нам присно источает и благословение Свое нам низпосылает. К умиленному Ея образу припадем, зовущее: вся спаси, Богородице Дево, Ты бое си Божественный Покров рабом Твоим.(тропарь глас 4)

Монастырские здания

В обители находились здания, в которых помещалась монастырская братия и настоятель монастыря. Келий настоятельские представляли собой обращенное лицевой стороной на юго-восток каменное двухэтажное здание 12 саженей в длину (25,6м) и 4 саженей (8,5м) — в ширину, высотой — 12 аршин (8,5м). Здание при¬мыкало плотно к горе, на которой раскинут был монастырский сад. Настоятель помещался в верхнем этаже. Келий были небольшие, но очень уютные и светлые.
По правую сторону Всехсвятской церкви при Святых вратах находилось двухэтажное каменное здание — братские келий. Фасадом оно было обращено к главному монастырскому храму Казанской иконы Божией Матери и имело в длину 39 аршин (около 28м). В верхнем этаже было 13 келий, в которых помещалась братия, в нижнем этаже с се¬ерной стороны — 4 келий, а с южной была устроена трапезная и при ней же братская кухня. На южной стороне монастыря, против Предтеченского храма, находился другой братский корпус — двухэтажное каменное здание, 27 аршин длиной (около 19м), 12 аршин шириной (8,5м) и 11,5 аршин высотой (около 8м). В верхнем этаже сего здания вначале было 4 просторных келий. В 1891 году сей корпус перестраивался при настоятеле архимандрите Гедеоне. В нем устроено было 8 удобных келий. Настоятельские и братские корпуса были покрыты железом и окрашены медянкой.
Вблизи настоятельских покоев была устроена двухэтажная каменная ризница длиной 4 сажени (8,5м) и шириной 3 са¬жени (6,4м), покрытая железом и окрашенная медянкой.
С восточной стороны за Казанским собором находился «черный» двор. До 1849 года здания для конюшни и каретного сарая были деревянными. Из-за ветхости постройки и сырого грунта деревянные строения пришлось заменить на каменные с двумя конюшнями и каретным сараем, 30 аршин длиной (около 21м) и 12 — шириной (8,5м). При черном дворе и конюшне были построены два пятистенных небольших дома, крытые железом, для кучеров и рабочих. Там же находился сарай для скота. Крыша на всех этих зданиях была железная, окрашена медянкой. Все пост¬ройки черного двора были чистыми и ухоженными.
Около черного двора находился братский ледник — каменное здание, покрытое железом и окрашенное медянкою, длиной 4 (8,5м) и шириной 3 сажени (6,4м). Рядом была монастырская кладовая дли¬ной 7,5 (16м) и шириной — 4,5 сажени (9,6м), в нижнем этаже которой хранились различные хозяйственные запасы и вещи.
На южной стороне монастыря было два деревянных хлебных амбара, между ними был устроен каретный сарай; третий амбар — вблизи братского корпуса с трапезной. Все они были покрыты железом и окрашены медянкой.
У западной стены монастырской ограды было устроено небольшое каменное, крытое железом помещение для извести.
Между братским корпусом и проездными воротами, около западной стены огра¬ды, находилось каменное здание из двух комнат для сторожей и столяра, крытое железом и окрашенное медянкой.
Со всех сторон монастырь был обнесен каменной стеной, имевшей вид четырехугольника периметром 416 саженей (более 880м). Высота северной стены — 11 аршин (8м), других стен — 3 аршина (выше 2-х метров). Ограда была построена в 1742 году. Стена с северной стороны отличалась красивой древней постройкой, наподобие стен царских теремов. С восточной стороны по скату горы монастырь был окаймлен фруктовым садом с каменной лестницей, идущей от самой подошвы вверх через всю гору к церкви преподобного Сергия. На четырех углах монастырской ограды возвышались красивые башни, каждая в окруж¬ности 18 аршин (около 13м), а в высоту 20 аршин (14м). В одной башне в летнее время располагался сторож монастырского сада, в другой нагревалась вода, позже она использовалась как хранилище для металла. Две другие башни не использовались.
В западной стене ограды устроено было двое ворот, из которых одни служили для повседневного въезда в монастырь, а другие, называемые Святыми, отверзались в особенные торжественные случаи: 1) при выносе из обители и возвращении в нее чудотворной иконы Божия Матери, 2) при встрече архиереев посещавших обитель, 3) при встрече крестных ходов с иконами из городских церквей, с которыми жители города приходили в монастырь для совершения молебствий на источнике во время засухи или других общественных бедствий, а также в престольный праздник — день празднования Казанской иконы Божией Матери — 8 июля. На Святых вратах обители была изображена величественная картина Страшного Суда, написанная в1844 году. Это священное изображение составляло предмет благоговейного почитания и назидания для приходящих на поклонение в обитель богомольцев. Вне ограды монастырской устроены были два гостиных двора. Один — каменный, крытый железом, окрашен медянкой, из 4-х комнат для богомольцев среднего и высшего классов. Другой — деревянный, крытый железом, окрашен медянкой, из 5-ти комнат для простого люда. При сих домах были деревянный двор с каретными сараями, крытыми железом и окрашенными медянкой. На северной стороне двора выстроен был небольшой деревянный флигель с сенями, крытый железом. Рядом с ним был подвал.
С северо-восточной стороны, в нескольких саженях от монастырской ограды, находились 48 монастырских лавочек, которые отдавались торговцам за условленную плату на время ярмарки, бывавшей здесь ежегодно с 5 по 10 июля и приуроченной к престольному празднику обители — 8 июля.
Начало свое ярмарка сия получила еще со времени явления иконы Божией Матери.Стекаясь из разных мест на поклонение явленной иконе Богоматери, народ приносил с собой различные домашние изделия для продажи и, так как это было время, в которое начинала собираться Нижегородская ярмарка, то проезжающие по тракту в г. Нижний Новгород купцы останавливались в г. Нижнем Ломове на богомолье и производили как закупку, так, по возможности, и продажу собственных товаров. Время от времени этот торг увеличивался образовалась ярмарка. Доходами ярмарки на городской земле распоряжалась Городская Дума, сбором же с лавочек монастырских пользовался монастырь. На ярмарку съезжались купцы из разных городов Российской империи, как-то: Москвы, Калуги, Харькова, Нежина, Ярославля, Тамбова, Кадома, Темникова, Тулы, Арзамаса, Астрахани, Богучар, Коломны, Спасска, Мурома, Аткарска. Купцы приезжали с разными товарами: парчовыми, шелковыми, бумажными, суконными, пушными; медной, железной, чугунной, жестяной посудой, галантерейными и серебряными вещами, разными фрукта - ми, чаем, сахаром; а из окружных селений с изделиями: телегами, колесами, ободья¬ми, посудою, бочками, кадками, санями. Из съестных припасов продавали рожь, овес, пшеницу, полбу, горох, коноплю, гречневую крупу, просо, мясные продукты, масло коровье и конопляное, птицу: гусей, индеек, уток и кур, мед, воск и сало. Главнейшими же товарами были сибирские меха, калмыцкие лошади, хлеб, мед, поташ. Одна из крупнейших не только в
губернии, но и в России Нижнеломовская Казанская ярмарка, проходившая как тогда говорили, на перекрестке семи дорог, в какой то период времени даже превосходила Пензенскую. Например в 1813 году товаров сюда было превезено на сумму около миллиона рублей. В лучшие годы ярмарка собирала до 32 500 человек.

                                                                                       

 Скачать подробную информацию о Монастырских зданиях и Храме

 pdf6

palomnik2

donate2

Обратится к Наместнику

captcha
Перезагрузить